Обе части древесно-волновой теории эволюции и диффузии Ф. Моретти стремятся заручиться легитимностью, производимой дискурсивным и методологическим арсеналом естественных наук, родом из XIX века. Симпатии же современных гуманитарных теорий, стремящихся к самоотмене, склоняются скорее к точным наукам и математике: стоит привести примеры хотя бы «трансцендентального реализма» Брасье и «спекулятивного реализма» Мейяссу.
Колебание между постоянной отсылкой к «эмпирическому» характеру данных и их «большим» качеством (а не просто количеством) этих данных, явно взывающими к кибернетизации, впрочем, занимает и Моретти. Разумеется, говорить об «эмпиричности» данных затруднительно по чисто эпистемологическим причинам, еще сложнее сказать, что происходит с данными, когда они становятся «большими». Так, Латур в своем анализе перевода «данных» в графики, схемы, таблицы, выбирает осторожную стратегию отсрочивания ответа о степени эмпиричности данных.
Кроме того, «невидимый никогда объект, который больше не говорит с историком и констатирует эпистемологическую несхожесть субъекта и объекта» (Моретти о графиках), не может не напомнить современную критику корреляционизма — попытку его «радикализовать изнутри» в спекулятивном реализме или «отрицать снаружи» в объектно-ориентированной онтологии.
Об этих странных сближениях и общей пост-гуманистической перспективе «квантитативного формлизма» и современных анти-корреляционистских программ и пойдет речь в докладе «Убрать Гамлета»: большие и «эмпирические» данные против корреляционизма.
В семинаре участвовали: П. Арсеньев, Д. Бреслер, Д. Жуков, Г. Рыбму, А. Соловьев. Читался доклад Арсеньева «Убрать Гамлета»: большие данные против корреляционизма.